http://womanparadise.ru/wp-content/uploads/2009/12/school89.jpg

Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдаться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Кризисы развития – это относительно короткое (от нескольких месяцев до года-двух) периода в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), ведь личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно дли тельных и спокойных – стабильных и более коротких, бурных – критических (т. е. кризисы – это переходы между стабильными периодами).

Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. С появлением каких-то новых качеств, взрослые могут сознательно утвердиться в них или примириться с новым личностным качеством.

Для детей же собственные ближайшие прошлое и будущее непонятны, остаются абстракцией. Современные семьи малочисленны, дети находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь преимущественно среди взрослых и сверстников, ребенок не чувствует и не может оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое появление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.

И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов.

Упрямство – это крайняя степень проявления воли;

Капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»;

Эгоизм – в здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство;

Агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты;

Замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, - то есть необходимых для выживания в обществе качеств.

Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года жизни.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день.
   У некоторых – до 19 раз!

Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательство поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители?

Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и уйти.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.)!», «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры могут заинтриговать капризулю и он успокоится.

.::Источник::.

Итак, составим список основных позиций:

Негативизм. Это стремление ребенка сделать все наоборот, о чем просит взрослый. Одним словом, отказываясь от вашей просьбы или предложения, он «защищает» свое «Я». Например: вы предлагаете ему поесть, но он отказывается, не потому что он не хочет, есть, а потому что это предложили вы.

Упрямство. Это отрицательная реакция на ваше приказание, требование, действие, просьбу. Например: «Не плачь!» то ваш ребенок отвечает: «Буду плакать!» или «Не шуми!» – «Буду шуметь». Он настаивает, не потому что хочет этого, а потому что это он потребовал. Просто ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.

Строптивость. Ребенок просто недоволен всем, что вы ему предлагаете, он против привычного образа жизни и норм воспитания. Например: каждое утро нужно снять пижаму, одеться, почистить зубы и умыться, а ему этого совсем не хочется делать и не нравиться.

Своеволие. О, это знакомая картина многим, когда в садике нужно быстрее одеть малыша и бежать на работу, он громко кричит: «Я сам!». Он стремится делать все сам. Эту тенденцию к самостоятельности, подавлять не стоит, так как ребенок может усомниться в своих собственных силах и возможностях в будущем.

Обесценивание. Проще сказать, происходит переоценка его детских ценностей. Что ему было дорого до этого периода времени – любимые игрушки, становятся ненужными и плохими, он даже может сломать свою любимую, когда-то машину и порвать любимую книжку, а бабушка с мамой и папой – злыми и постоянно его обижают. Он может начать ругаться, дразниться и обзываться.

Протест-бунт. Ну, здесь все просто, это состояние войны с окружающими его и постоянные конфликты.

Деспотизм. Ваш ребенок ни с того ни с сего начинает диктовать всем членам семьи свои условия и правила: кому что надевать, чем его кормить, кому можно выйти из комнаты, а кому нельзя. В общем, превращается в маленького деспота.

Как же все это вытерпеть? Самое главное это спокойствие и еще раз спокойствие. Все выше перечисленное может сопровождаться слезами, криками и капризами, а может и переходить в истерику. В таком состоянии не стоит ребенку ничего объяснять, кого-то из деток стоит пожалеть, чтобы он успокоился, чьи то истерики родители предпочитают игнорировать, а чье то внимание нужно просто переключить на что-то другое.

У нас в ходу негативизм, однако прозреваю что в чистом виде эти признаки не встречаются ибо иногда Кирюха может и посвоевольничать, а иногда проявляет просто завидное упрямство  http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/hysteric.gif  но в то же время как же здорово набюдать за становлением маленькой личности)) и это проявление собственной важности уже скорее умиляет чем раздражает  http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/girl_in_love.gif

Теги: кризис 3-х лет, негативизм, строптивость, упрямство, своеволие, обесценивание, протест, , деспотизм